Как отличить платную рекламу в Яндексе от обычной выдачи
Сразу обозначим текущую возможность отличить платную рекламу Яндекс Директа от бесплатной выдачи. Если нет никакого обозначения, то ориентироваться надо на троеточие справа от сниппета.
Это реклама:
Это бесплатная выдача:
Отличие именно в пунктах разворачивающегося окна.
А теперь по порядку!
В последнее время все больше пользователей отмечают, что Яндекс становится более изобретательным в отношении отображения своей рекламы.
Компания постоянно меняет и скрывает пометки с маркерами «реклама» или «спонсорский результат» от пользователей. Это вводит в заблуждение тех, кто старается отличить бесплатные (органические) результаты поиска от коммерческих предложений, которые оплачиваются через Яндекс Директ.
Кратко о Яндекс Директе
«Яндекс Директ» — сервис платной рекламы Яндекса.
- Он размещает объявления за деньги в поиске Яндекса и на его сайтах-партнёрах.
- Оплачиваются как отдельные клики, так и любые другие действия: показы, конверсия и пр.
В условиях отсутствия основного конкурента по платной рекламе «Google Реклама», наш поисковик негласно и неявно получил монопольные условия – может поднимать цены настолько высоко, насколько заказчики готовы платить за неё. Клиентам Директа просто некуда перейти. Параллельно остаётся только SEO продвижение сайта в поисковике.
Как раньше обозначалась платная реклама в Яндексе
Слово «реклама» в последние года указывалось в разных местах:
- Слева
- Справа
С каждым изменением надпись «реклама» делалась всё менее заметной для пользователя: белые буквы на зелёном фоне, зелёные буквы в зелёной рамке без фона, серые буквы на светло-сером фоне. Не стали делать белые буквы на белом фоне видимо из-за 100% незаметности – тогда смысла нет вообще надпись оставлять.
Обозначение рекламы в Яндексе в начале 2025 года
В последнее время стали появляться надписи в виде символа «₽» (располагается в любом месте сниппета), а ещё через пару месяцев — слово «промо»:
Из-за подобных действий большинство пользователей ошибается и попадает на нерелевантный сайт. Подобное может происходить:
- Из-за неточной настройки самой рекламы.
- Слишком общих ответов на запрос пользователя.
Например, человек в поиске определённого смартфона с нужными характеристиками, а реклама его направляет на сайты с общими каталогами разных смартфонов. В этом случае пользователь теряет много времени на поиск нужного гаджета в каталогах уже внутри этих сайтов.
Многие эксперты и активные пользователи отмечают, что Яндекс умышленно маскирует рекламные элементы так, чтобы они воспринимались, как обычные ссылки на сайты. В результате человек может принять платные объявления Директа за естественный результат поиска, что снижает уровень прозрачности и доверия к системе. Это обман, который почти невозможно доказать!
- Сам факт такого поведения Яндекс объясняет попытками сделать интерфейс поисковой выдачи более «чистым» и удобным для пользователя.
- Специалисты маркетинга — указывают на желание поисковика повысить кликабельность рекламы и естественно заработать на этом. В итоге пострадавшими становятся и пользователи, и рекламодатели.
Маркетологи и SEO специалисты всерьез обеспокоены тем, что такая практика может вводить в заблуждение и подрывать честность поисковой выдачи.
Очевидно: Яндекс использует различные методы «маскировки» рекламных блоков Директа — от использования одинакового дизайна с органическими результатами выдачи до полного скрытия пометок в мобильных и компьютерных версиях.
Как отличить платную рекламу в Яндексе летом 2025 года
Часто попадается поисковая выдача без обозначения платной рекламы, визуально нельзя отличить от обычных бесплатных сниппетов.
Как и было указано выше: Отличие именно в пунктах разворачивающегося окна.
Это платная реклама:
В окне указаны пункты: «Информация о сайте; Не подходит по запросу; Спам или мошенничество; Мешает видеть результаты; Сообщить об ошибке.»
Это бесплатная выдача:
В окне указаны пункты: «Сохранённая копия; Информация о сайте; Ещё с сайта; Сообщить об ошибке.»
- Со временем эти пункты скорее всего будут меняться.
- Всё это очень важно и задевает этические и правовые вопросы о балансе коммерческих интересов и прав пользователей на честную информацию.
- В ближайшем будущем, возможно, появятся новые правила регулирования честности отображения рекламы в поисковых системах – это должно быть в интересах и ФАС России (антимонопольная служба).
Необходимо делать интернет-пространство более безопасным и прозрачным для всех.